Среда, 2024-11-27, 8:54 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Исторический очерк и общие сведенья - Страница 2 - Форум | Регистрация | Вход
dao.clan.su == ФОРУМ ==
Форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Исторический очерк и общие сведенья
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:50 PM | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
В разделе о вбирании Ци говорится: "Практикуйте вбирание Ци в полночь и ранним утром: пейте жидкость, выделяемую во рту; выдыхайте испорченное и вдыхайте свежее; занимайтесь Даоинь и Анцяо; принимайте в себя сущность луны и солнца. Ци находится в человеке, и человек наполнен Ци. Когда Ци пребывает в достатке и гармонии с телом, человек может прожить долгую жизнь... ". Рекомендации по сохранению здоровья содержатся и в таких трудах того периода, как "Бодрость и здоровье во все времена года" Чжао Цзихуа; "Новая книга о долголетии" Чен Чжи и книге "Рецепты Су Шэня", написанной потомками Су Донпо и содержащей многие из его советов. Лу Ю писал в своей поэме:

Мое сердце спокойно, как спокойна водная гладь,

ни малейшего дуновения ветра,

Я сижу, не обремененный тревогами,

делая тысячу вдохов и выдохов.

Минует полночь, и вдруг я попадаю

в чудесную страну,

вижу, как катятся волны и занимается рассвет.

Эти строки ярко передают особые ощущения человека, пребывающего в состоянии душевного покоя.

Чжан Аньдао в своей "Формуле бодрости духа и здоровья" говорит: "Встань в полночь; облачись в одежды; сядь, скрестив ноги; повернись лицом на восток или юг; щелкни зубами тридцать шесть раз; расслабь руки; задержи дыхание и обрати мысленный взор на внутренние органы... . Когда дыхание станет ровным, води языком по губам и зубам до тех пор, пока рот не наполнится слюной, затем слегка опусти голову и проглоти слюну. Направляй Ци вниз, к области Даньтяня... ". Это подробное описание упражнения Цигуна представляется ценным и в наши дни.

Один из наиболее ранних трудов, посвященных упражнениям Даоинь и вопросам поддержания здоровья, озаглавлен "Тренировка в восьми подразделениях". Он написан неизвестным автором, жившим при династии Сон. К временам правления династии Северная Сон относят трактат "Тайцзицуань", который также обобщает опыт, накопленный в области сохранения здоровья.

В трудах Лю Ваньсу, относящихся к временам династий Цзинь и Юань, упоминается "Шестисловное заклинание" и описаны методы поддержания здоровья. Чжань Цзихэ рассказывает в своей книге о лечении внешних повреждений путем выдувания воздуха. Он, в частности, пишет: "Когда встанет солнце, обрати свои мысли на восток, набери воздух в рот и выдуй его на больное место".

Ли Гао в своем трактате говорит: "Если человек подвержен частым сменам настроения и ведет беспорядочную жизнь, его телу и Ци будет нанесен вред. Снижение Ци порождает огонь, что проявляется отсутствием желания говорить и двигаться, одышкой, внешним жаром, непроизвольным потоотделением, беспокойством и т.п. В этом случае человеку надлежит принять сидячую позу и, достигнув состояния покоя, вбирать Ци. Для тушения огня принимайте сладкое и холодное; для собирания рассеянной Ци принимайте кислое; для согревания центральной Ци принимайте сладкое и теплое". В этом высказывании объясняется, что переутомление наносит вред селезенке и приводит к болезням, и что излечиться можно, "успокоив разум и сев спокойно", сочетая этот способ с применением лекарственных препаратов.

Чжу Даньсы в своем "Дополнительном комментарии к Гэ Чжи" пишет: "Застой Ци, вялые параличи, внезапные обмороки и боязнь холода лечатся с помощью Даоинь". "Регулирование дыхания и физического тела сообразно смене времен года - вот основа лечения болезней". Это высказывание Чжу Даньсы является верным истолкованием лечебной функции Цигуна.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:52 PM | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
9. Что говорится о Цигуне в сочинениях периода династий Мин и Цин?

В середине правления династии Мин Су Чуньфу составил "Полный сборник древних классических методов медицины", в котором, помимо прочего, обобщил опыт практики Цигуна, накопленный врачами Древнего Китая. На основе текстовых исследований Су Чуньфу установил, что методика сохранения здоровья стала изучаться в качестве одной из тринадцати медицинских дисциплин еще во времена династий Сон и Юань.

В своем "Исследовании восьми дополнительных каналов" Ли Шичжэнь писал: "Только тот, кто непрерывно наблюдает мысленным взором за внутренними каналами, может их ясно видеть". Здесь автор указывает на тесную связь между практикой Цигуна и состоянием каналов человеческого тела.

В своей книге "Тайны сохранения бодрости духа и здоровья" Цао Юаньбай приводит 46 видов заболеваний, которые можно вылечить с помощью гимнастики Даоинь. Он выдвигает идею о сочетании упражнений, выполняемых в движении и покое, как об одном из стилей Цигуна.

В своем сочинении "Взгляды на поддержание бодрости духа и здоровья" Чень Цзижу рассматривает "эссенцию, энергию и дух" как своего рода главное лекарство, а "сохранение эссенции", "взращивание энергии" и "развитие духа" как основной рецепт долголетия. Говоря о необходимости различать состояния недостатка и избытка, холода и жара, а также подбирать подходящие для каждого конкретного случая упражнения, он пишет: "Гимнастика Цигун - это метод лечения болезней. При синдроме недостатка подходящим тонизирующим средством является упражнение с концентрацией мыслей на внутренних органах. Для рассеивания синдрома избытка хорошими методами считаются массаж, Даоинь, выполнение глубоких вдохов, а также выдыхание Ци. При болезнях с симптомами жара рекомендуется избавляться от застарелого и вбирать свежее, а для охлаждения организма делать выдохи ртом и вдыхать носом. При болезнях с симптомами холода надлежит задерживать дыхание и запасать Ци, мысленно согревая ее. Все эти приемы являются хорошими средствами излечения болезней, причем действуют они гораздо эффективнее, чем принимаемые лекарства".

В "Каноне категорий" Чжан Цзинюэ говорит: "Хорошее здоровье является, как правило, результатом правильного дыхания...", что указывает на взаимосвязь между сохранением здоровья и регулированием дыхания.

Фу Жэньюй в своих "Драгоценных предписаниях при глазных болезнях" впервые упомянул об использовании "Шести иероглифов" для лечения глаукомы. Его рекомендации не потеряли своей ценности и в наши дни.

В главе "О болезнях зрения" из своего "Критерия о лечении болезней" Ван Кэнтан писал: "Болезнь может быть излечена без особых усилий, если вы умеете взращивать и накапливать внутреннюю энергию". Он выдвинул идею о лечении слепоты посредством занятий Цигуном.

Ван Янмин, обладавший мастерством медитации, написал для своих учеников книгу "Записки о наставлении и практике", с тем чтобы они могли обучиться этому искусству.

В начале правления династии Цин Ван Жэньянь написал книгу "Толкование медицинских предписаний", включив в нее описание некоторых упражнений, практиковавшихся его предшественниками. В одной из глав этой книги говорится: "Практиковать регулирование дыхания можно в любое время. Сядьте в любом месте, держа корпус прямым. Ослабьте пояс и освободитесь от тесной одежды. Несколько раз проведите языком во рту. Спокойно выдохните через рот и вдохните через нос один-два раза, либо три-пять раз. Проглотите слюну, щелкните зубами несколько раз, коснитесь языком неба, закройте рот и сомкните зубы, опустите веки. Дышите спокойно и ровно. Для регулирования дыхания ведите счет количества выдохов и вдохов от одного до десяти, от десяти до ста".

Чэнь Цзиньяо написал "Книгу рецептов господина Чэня о поддержании бодрости духа и здоровья", в которой изложил методы Цигуна и привел двенадцать правил. В книге, в частности, говорится: "Если вы почувствовали себя плохо, немедленно выполните упражнения, в противном случае длительная задержка может привести к серьезному заболеванию". Он также рекомендовал применять методы рассеяния посторонних мыслей, аналогичные методу концентрации мыслей на определенной точке, такой как, например, точка Даньтянь и подобные ей.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:52 PM | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
В конце правления династии Цин Ван Цзуюань составил сборник "Упражнения для внутренних органов с иллюстрациями", в который включил объяснения и рисунки к "Тренировке в 12 подразделениях", а также иллюстрации к комплексу "Основы преобразования мышц", массажу различных частей тела, гимнастике Даоинь и т.п. Он предлагал практиковать упражнения, выполняемые как в движении, так и в состоянии покоя.

Си Сифань составил сборник внутренних и наружных упражнений древних времен с иллюстрациями, в котором были представлены способы лечения болезней с помощью Даоинь, "Тренировки в 12 подразделениях", комплекса "Основы преобразования мышц", массажа и регулирования дыхания. Сборник назывался "Внутренние и наружные упражнения с иллюстрациями", в нем были описаны 28 комплексов, которые сопровождались 124 рисунками. К тому же времени относится и работа Чжэнь Гуаньиня "Основные соображения по проблеме здравоохранения", содержавшая краткое изложение способов устранения отвлекающих факторов для достижения состояния покоя при занятиях Цигуном.

В период, предшествовавший народной революции, Цзян Вэйцяо написал работу под названием "Статические сидячие упражнения Инь Шицзы", в которой кратко описал методы тренировки дыхания и сохранения здоровья посредством концентрации мыслей. В то время его сочинение пользовалось популярностью среди изучающих Цигун. Полезный материал по Цигуну можно найти также в книгах, отредактированных Дин Фубао.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:54 PM | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
10. Как развивался Цигун со времени победы Китайской народной революции?

Цигун стал стремительно развиваться со времени победы в Китае народной революции под руководством Коммунистической партии. В 1955 году Люй Гуэйчжэнь и некоторые другие врачи провели исследование клинической практики Цигун-терапии в специализированном санатории Цигуна в Таншане. Их работа имела успех и получила одобрение Министерства народного здравоохранения. Именно в Таншанском санатории Цигун был впервые применен для лечения заболеваний, что ознаменовало новый этап в его развитии. Обобщив свой собственный опыт и опыт своих коллег по применению Цигуна, Люй Гуэйчжэнь написал книгу "Практика Цигун-терапии", в которой описал три вида упражнений Цигуна, практиковавшихся в Таншане: Цигун "взращивания внутреннего", тонизирующий Цигун и общеукрепляющий Цигун. В 1956 году в Таншане и Бэйдайхэ были организованы специальные курсы по подготовке специалистов в области Цигуна, что в значительной степени способствовало популяризации этой лечебной гимнастики.

В июле 1957 года в Шанхае открылся еще один санаторий Цигуна. Благодаря заботам партии в последующие два года Цигун-терапия стала практиковаться во многих медицинских учреждениях Шанхая. Некоторые учреждения и организации стали проводить совместные исследования принципов Цигуна. В 1958 году Шанхайский санаторий Цигуна организовал два курса по изучению лечебной гимнастики Цигун и выпустил "Доклады по Цигун-терапии". В этой книге, состоящей из десяти статей, кратко рассказывается об истории возникновения Цигуна, его стилях, ведущих принципах и наиболее важных элементах, а также описываются методы "выхаживания" энергии Ци. Следует отметить, что благодаря обширной клинической практике было установлено, что "расслабление" является ключевым элементом упражнений Цигуна (в это понятие включается также снятие психического напряжения и расслабление мышц и суставов всего тела). Кроме того, "расслабление" оказалось эффективным средством предотвращения возможных побочных явлений при занятиях Цигуном и было выделено в отдельный вид Цигуна - расслабляющий Цигун. "Расслабление" является также неотъемлемым этапом теории и практики Цигуна.

Начиная с конца 50-х годов, многие больницы и оздоровительные учреждения Китая стали включать Цигун в практику клинического лечения. Были разработаны новые стили Цигуна, которые использовались для лечения все большего числа заболеваний. Таншанский санаторий Цигуна, Синчэнский санаторий, Пекинский санаторий, Сяотаншанский санаторий, санаторий для рабочих в Тяньцзине и санаторий для рабочих в Ганьсу - во всех этих медицинских заведениях были достигнуты прекрасные результаты по использованию Цигуна при лечении таких заболеваний, как пептическая язва, туберкулез, хронический гепатит и других.

В августе 1959 года Министерство народного здравоохранения уполномочило Городской партийный комитет Циньхуандао провести в Бэйдайхэ совещание по обмену опытом в области применения Цигуна с участием 64 заинтересованных организаций (в том числе 9 медицинских университетов и институтов) из 17 провинций, городов и автономных районов. Участники совещания обменялись опытом и познакомили друг друга с результатами успешного применения Цигуна для лечения различных заболеваний и болезненных состояний, таких как пептическая язва, неврастения, гастроптоз, туберкулез, хронический гепатит, силикоз, ревмокардит, бронхиальная астма, гипертония, гипотония, сахарный диабет, нефрит, синдром сбрасывания после резекции желудка, хронический колит, хронический холецистит, цирроз печени в ранней стадии, остаточные явления шизофрении, импотенция, анкилозирующий спондилоартрит, лучевая болезнь, радиационная тромбоцитопеническая пурпура, отсутствие пульса, выпадение слизистой оболочки желудка и других. Это совещание дало толчок к дальнейшему развитию Цигуна. Открылись курсы по подготовке специалистов в области Цигуна в Таншане, Бэйдайхэ , Шанхае, Тяньцзине и других городах. В 1960 году, по инициативе Министерства народного здравоохранения, в Шанхае были проведены краткосрочные курсы по подготовке преподавателей Цигуна. Обучение прошли 39 человек из различных областей страны, поставивших перед собой задачу всестороннего развития лечебного Цигуна. Согласно неполным статистическим данным, в Шанхае приступили к практике Цигуна 86 учреждений, при этом в 45 из них Цигун использовался как основное средство лечения более чем 50 видов заболеваний, таких как гипертония, туберкулез, глаукома, токсикоз при беременности, обильное маточное кровотечение, хроническое воспаление таза, ревматизм, рак и других. В 20 случаях острого аппендицита были предписаны лечебные упражнения Цигуна. Все приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что Цигун применялся как средство лечения при острых и хронических заболеваниях, патологических изменениях органического характера, а также функциональных нарушениях.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:54 PM | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
Начиная с 1978 года, в Шанхае, Пекине и других городах стали проводиться исследования Цигуна, применяемого во врачебных целях, а также наблюдения за воздействием лечебной гимнастики Цигун. Следует отметить, что с помощью современных научных приборов были проведены исследования природы внешней Ци, выделяемой практиками Цигуна, в которых приняли совместное участие Шанхайский университет традиционной медицины, Шанхайский научно-исследовательский институт традиционной медицины и Научно-исследовательский институт атомного ядра при Китайской Академии наук. В результате этих исследований было установлено, что Ци (жизненная энергия), выделяемая в процессе занятий Цигуном, имеет материальную основу. Это открытие ознаменовало собой новый этап в научных исследованиях Цигуна, превратив эту систему в науку и новый объект изучения жизненного процесса. В июле 1979 года в Пекине состоялось совещание по вопросам практики Цигуна, в котором приняли участие Национальный комитет по науке, Национальный комитет по физической культуре и спорту, Министерство народного здравоохранения, Китайская Академия наук, Китайское научное общество и другие организации. Совещание привлекло к себе внимание представителей медицинской, научной и технической общественности, а также прессы. Его результаты в значительной мере способствовали популяризации и продолжению научных исследований Цигуна. Позже в Пекине, Циндао, Чжанцзякоу, Гуанчжоу, Шанхае и некоторых других городах ученые имитировали с помощью методов бионики инфракрасное излучение, испускаемое мастерами Цигуна. В ходе этих экспериментов был создан прибор - приемник инфракрасного излучения, - который с успехом применялся в лечебной практике.

Результаты проводившихся в последние годы исследований Цигуна доказали, что эта научная система позволяет глубже понять основополагающие концепции традиционной китайской медицины (например, концепции каналов и коллатералей, жизненной энергии, крови и т.п.), а также принципы здравоохранения, защиты здоровья пожилых людей, физической культуры и спорта, функционирования человеческого организма и т.д. Популяризация различных стилей Цигуна достигла впечатляющего размаха. 12 сентября 1981 года был создан Научно-исследовательский совет по проблемам Цигуна при Всекитайском обществе традиционной медицины (коротко называемый "Китайское научно-исследовательское общество по проблемам Цигуна"). Таким образом, впервые всех деятелей Цигуна объединила государственная организация, призванная играть в настоящем и будущем ведущую роль в обобщении и распространении опыта по клиническому применению и научно-экспериментальному изучению Цигуна.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:55 PM | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
11. Почему Цигун считается исконно китайской лечебной гимнастикой?

В Китае Цигун имеет долгую историю. Согласно исследованиям древних текстов, упоминания о Цигуне (который тогда еще так не назывался) содержатся в надписях, сделанных на бронзовых изделиях, относящихся к периоду династии Чжоу (11 век - 77 год до.н.э.). Памятник древней культуры, относящийся к началу периода междоусобных войн, - колонна, сделанная из двенадцати пород нефрита, - содержит надпись, в которой упоминаются правила и виды упражнений Цигуна. Упражнения Цигуна описаны также в "Каноне медицины Желтого Императора" - самом раннем каноническом труде по медицине, сохранившемся в Китае. Более подробно Цигун был описан во времена последующих династий.

В Китае Цигун имеет глубокие народные корни. За период, прошедший с древних времен до наших дней, сотни тысяч людей приобщились к этой гимнастике и благодаря ей открыли и развили в себе великую возможность предотвращать и лечить болезни, улучшать физические способности и укреплять здоровье.

Китайский Цигун отличается многообразием стилей и видов. Выделяются следующие четыре основных вида: в положении лежа, в положении сидя, в положении стоя и в процессе ходьбы. Все они могут практиковаться в динамических и статических формах, а также в сочетании тех и других.

Цигун отличается от других спортивных видов тем, что не требует интенсивной нагрузки на тело в короткий промежуток времени. Напротив, при занятиях Цигуном требуется медленное регулирование физиологических функций организма путем сознательного выполнения установленных предписаний.

Основное внимание в Цигуне должно уделяться внутреннему движению. Иными словами, главным является регулирование функциональных процессов, происходящих внутри организма, а также развитие жизненной эссенции, жизненной энергии и жизненного духа.

Как средство лечения заболеваний Цигун основывается на учениях традиционной китайской медицины об Инь-Ян (две противоположные силы, действующие в природе), о Су-Ши (состояния недостатка и избытка), Ци-Шюэ (жизненная энергия и кровь) и Цзин-Ло (каналы и коллатерали). Цигун применяется для диагностики и лечения заболеваний согласно принципу полного анализа состояния больного. Например, при синдроме Ян-Су (недостаток Ян) больному предписывается концентрация на определенной точке акупунктуры; при синдроме Инь-Су (недостаток Инь) больной должен непрерывно удерживать внимание между двумя и более точками. Больному, страдающему повышенным кровяным давлением, необходимо сосредоточиться на точке Юнгуань, а больному с пониженным кровяным давлением - на точке Байхуэй. Одним словом, Цигун предписывается избирательно, с учетом тяжести заболевания, различных проявлений различных заболеваний, разных форм одного и того же заболевания, изменения стадий одного и того же заболевания у разных людей и т.д. Упражнения Цигуна должны соответствовать состоянию больного, выполняться в различных видах и с определенными целями. Цигун, без сомнения, является одним из сокровищ традиционной китайской медицины, унаследованным от предшествующих поколений, и исконно китайской лечебной гимнастикой.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 10:56 PM | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
12. Почему в развитии Цигуна имели место подъемы и спады?

История развития Цигуна насчитывает несколько тысячелетий. Эта гимнастика имеет глубокие народные корни и отличается богатством содержания и разнообразием стилей у различных школ. Со временем Цигун превратился в научную дисциплину, направленную на предупреждение и лечение болезней и укрепление здоровья. Почему же в своем развитии эта система переживала периоды расцвета и упадка? По мнению авторов, это связано с несколькими причинами:

1) Ци (жизненная энергия) в Цигуне - это нечто такое, что нельзя ни увидеть, ни потрогать. У тех, кто практикуют Цигун, иногда возникают ощущения покалывания, болезненности, вздутия, тепла и т. п. Однако большинство людей считают энергию Ци чем-то неуловимым и мистическим, не веря до конца в то, что она может являться эффективным средством предупреждения и лечения болезней и улучшения здоровья.

2) Различные школы практикуют различные виды Цигуна. В свое время существовали Даосская, Буддийская, Конфуцианская и другие школы. Все они внесли определенный вклад в популяризацию Цигуна и практику сохранения здоровья, но при этом оперировали такими мистическими понятиями, как бессмертие, проникновение в сущность, вознесение на небеса, лицезрение духов и богов и т.п. Все это приводило людей в немалое замешательство.

3) Зная, что Цигун является гимнастикой для улучшения здоровья и лечения болезней, некоторые шарлатаны от медицины пользовались этим для обмана и надувательства доверчивой публики. Они жульнически выманивали у людей деньги, продавая им фальшивые снадобья. В результате этого репутации Цигуна был нанесен непоправимый вред.

4) В Китае существовало огромное количество школ и сект, проповедовавших Цигун. Каждая из них строго придерживалась своего собственного стиля, отрицая при этом стили других школ. В результате страдали все стороны.

5) Практикуя Цигун, некоторые люди во что бы то ни стало стремились добиться быстрых успехов. При этом они пренебрегали основными его правилами и отказывались следовать принципам и особым предписаниям. В результате возникали побочные явления, что порождало разочарование и недоверие к Цигуну.

6) Хотя Цигун действительно способствовал предупреждению и лечению болезней и улучшению здоровья, его стали превозносить как "всесильное" и "излечивающее все болезни" средство, что не только не прибавляло популярности этой системе, но и производило на многих людей неблагоприятное впечатление, заставляя их отворачиваться от Цигуна.

7) Некоторые из руководящих работников всегда относились к Цигуну с предубеждением, считая его ремеслом бродячих фокусников, не имеющим под собой никакого научного основания. Во времена "десятилетнего хаоса" Цигун был низведен до набора ритуальных действий и повсеместно отвергнут. Лишь немногие люди продолжали его практиковать.

В настоящее время взгляды на Цигун меняются, и все большее число людей приходит к пониманию лечебных свойств этой гимнастики. По мере обобщения знаний, накопленных в области Цигуна, повышения их уровня и отбора наиболее ценного опыта, лечебная гимнастика Цигун будет пользоваться все большей популярностью.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 11:00 PM | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
13. Что понимается под "Ци" в сочетании "Цигун"?

Ци (жизненная энергия) - это некая данность, посредством которой древние люди объясняли явления природы. Они считали Ци важнейшей субстанцией, лежащей в основе образования мира, а ее движение и изменение - причиной всех вещей, существующих во вселенной. В свете этого воззрения, медики склонялись к тому, что Ци есть фундаментальная субстанция, составляющая основу человеческого организма, и что его жизнедеятельность обеспечивается движением и изменением этой субстанции. В "Полном собрании Цзин Юэ" говорится: "Человеческая жизнь всецело зависит от Ци". В "Законах медицины" также читаем: "Скопление Ци знаменует собой зарождение жизни, а рассеивание Ци убивает жизнь".

Цигун - это способ накапливания Ци внутри человеческого организма. Ци, пребывающая в теле, обозначается различными терминами: ЧжэньЦи, Юань-Ци, Чжэн-Ци, Цзин-Ци и Чжэнь Юань-Ци.

Чжэнь-Ци состоит из эссенции, запасенной в почках (субстанции, унаследованной от родителей), субстрата "воды и зерна", поглощаемого и преобразуемого селезенкой и желудком (продукт переработки организмом питательных веществ) и воздуха, вдыхаемого легкими. Ци -это своего рода тончайшая и вместе с тем мощнейшая субстанция, циркулирующая повсюду и пронизывающая каждую часть организма. Движение Ци рассматривается в традиционных классических сочинениях по медицине как механизм ее существования, проявляющийся в четырех формах: подъем, опускание, выход и вход. Внутренние органы, каналы и коллатерали, а также другие участки тела - это те места куда прибывает и откуда истекает Чжэнь-Ци. Можно сказать, что Чжэнь-Ци растекается по всему телу, обеспечивая физиологическую деятельность его различных органов. Поэтому она и обозначается различными терминами.

Висцеральная Ци. Ци, присутствующая во внутренних органах, называется висцеральной Ци и включает в себя Ци сердца, легких, селезенки, желудка, печени и почек.

Ци каналов. Чжэнь-Ци, циркулирующую по каналам и коллатералям, называют Ци каналов, по-китайски сокращенно - Цзин-Ци.

Ин-Ци. Так называется Ци, циркулирующая в кровеносных сосудах.

Вэй-Ци (Защитное Ци). Вэй-Ци циркулирует вне васкулярных тканей тела. Эта Ци обладает неистовой природой и поэтому заключена не внутри васкулярных сосудов, а свободно циркулирует вне их пределов.

Цзун-Ци. Это Ци, которая запасается в грудной клетке.

Циркуляция и распределение Ци проявляются в пяти ее функциональных аспектах.

Активирующая функция. Ею обладает Ци, стимулирующая и возбуждающая рост и развитие человеческого организма: физиологическую и биохимическую деятельность внутренних органов и каналов, кровообращение, процессы транспортировки и распределения телесных жидкостей. Недостаток Ци влечет за собой ослабление ее движущей силы, замедление роста и развития организма и понижение функциональной активности внутренних органов и каналов. Более того, вследствие дефицита Ци могут начаться патологические изменения, такие как, например, застой крови или жидкостей.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 11:01 PM | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
Обогревательная функция. В нормальном состоянии Ци регулирует и поддерживает температуру тела. При нарушении этой функции человек чувствует холод и не может согреть конечности.

Защитная функция. Ци может защищать организм от вторжения в него злобных естественных факторов. В главе "О болезнях сердца" из книги "Су Вэнь" сказано: "Присутствие внешних патогенных факторов ведет к дефициту Ци". Упомянутое здесь Ци выполняет защитную функцию. В случае ослабления этой функции внешние патогенные факторы проникают в организм и вызывают болезни . Тогда против этих факторов начинает действовать Чжэнь-Ци (жизненная энергия). Она уничтожает их и восстанавливает здоровье.

Вяжущая функция. Ци действует как вяжущее средство, которое помогает контролировать кровь, препятствуя ее выходу из сосудистого русла; регулировать моче- и потоотделение, приводя эти процессы в умеренное состояние; контролировать семенную жидкость, предотвращая непроизвольное семяизвержение и т.п. Активирующая и вяжущая функции Ци находятся одновременно в противоречии и гармонии друг с другом. Например, Ци стимулирует и в то же время сдерживает ток крови, нормализуя, таким образом, кровообращение. Дефицит Ци ослабляет ее двигательную силу и приводит к замедлению тока крови, в результате чего возникает застой крови. С другой стороны, дефицит Ци может ослаблять ее вяжущую функцию и вызывать, таким образом, кровотечения.

Функция превращения Ци. Считается, что Ци может трансформироваться в материальную эссенцию, телесные жидкости или кровь. В главе "Об учении Инь-Ян" из книги "Су Вэнь" говорится: "Эссенция превращается в Ци". Ван Бин интерпретировал это высказывание таким образом: "Преобразование Ци стимулирует увеличение эссенции, а контроль пристрастий стимулирует развитие телесных органов". Под этим следует понимать, что между Ци и эссенцией существуют отношения взаимного превращения и роста. В другом смысле это означает функциональную деятельность внутренних органов. В главе "О секрете Лин Ланя" из той же книги сказано: "Мочевой пузырь - это главный орган накопления жидкости. Его деятельность порождает процесс выделения". Здесь под деятельностью мочевого пузыря имеется в виду его функция по выведению мочи.

Рассмотренные выше функции отличаются друг от друга, но вместе с тем все они действуют во взаимосвязи.

Цигун нацелен на взращивание Ци. В каком-то смысле Ци - это тонкая субстанция, из которой состоит человеческий организм и которая поддерживает его жизнедеятельность. В другом смысле Ци означает физиологическое функционирование внутренних органов. Эти два аспекта связаны друг с другом. Таким образом, Ци, как сказано в одном из классических сочинений по традиционной медицине, - это основная субстанция, обеспечивающая жизнедеятельность человека. Процесс взращивания Ци считается важным средством предупреждения и лечения заболеваний. Взращивание Чжэнь-Ци (жизненной энергии) в значительной мере способствует укреплению здоровья.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
daos™Дата: Понедельник, 2007-04-09, 11:02 PM | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 618
Награды: 0
Репутация: 17
Статус: Offline
14. Как связаны между собой Ци и кровь?

Ци и кровь - это основные вещества жизнедеятельности человеческого организма. Хотя они индивидуальны, между ними имеется тесная связь, обусловленная их взаимозависимостью и взаимодействием.

Ци - "повелитель" крови

В крови содержатся питательные вещества, извлекаемые селезенкой и желудком из "воды" и "зерна". Вещества эти вступают в реакцию с Ци легких. Ци направляет ток крови по кровеносным сосудам. Сердце, контролирующее кровообращение; печень, запасающая кровь, и селезенка, регулирующая ток крови, вся их деятельность зависят от действий висцеральной Ци. Полагают, что от Ци зависит образование и циркуляция крови. Ци помогает пополнять кровь и стимулирует ее циркуляцию. Поэтому Ци и называют "повелителем" крови.

Кровь - "мать" Ци

"Ток Ци приводит в движение кровь".

Это высказывание означает, что Ци стимулирует и руководит кровообращением, как "командующий руководит своей армией". В свою очередь Ци должна черпать из крови достаточное количество питательных веществ, чтобы осуществлять свою функцию по стимулированию физиологической деятельности органов тела.

Взаимозависимость Ци и крови

Ци и кровь взаимозависимы. Они опираются друг на друга и вместе составляют две неотъемлемые субстанции, обеспечивающие жизнедеятельность человеческого организма. В главе "Двадцать второй непростой вопрос" из "Канона непростых вопросов" говорится: "Ци дает тепло организму, а кровь омывает его". Ци и кровь влияют друг на друга, непрерывно циркулируя по всему телу и участвуя в процессах обмена веществ, в росте, развитии, физиологическом функционировании и жизнедеятельности организма. Древние говорили: "Застой Ци или крови ведет к болезни, тогда как их беспрепятственное обращение по телу излечивает недуг". "Нарушение взаимосвязи между Ци и кровью вызывает патологические изменения". Все это указывает на тесную взаимосвязь между Ци и кровью и на их важную роль в жизнедеятельности организма.



Человек, который способен замечать малое, мимолетное, мягкое, пустое живет в более широком, более "продолжительном " мире.
 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


daoSoft© 2007 Хостинг от uCoz