Ученик спросил: — Что есть Нирвана? Мастер ответил: — Не вверять себя порочному кругу рождения и смерти или удовольствия и боли — есть великая Нирвана. — Что есть порочный круг рождения и смерти и удовольствия и боли? Мастер сказал: — Желание Нирваны! Сейчас будь молчалив и почувствуй, что я имею в виду, говоря: "Желание Нирваны". И обрати внимание, я не говорю: "Думай об этом". Потому что думать — значит упустить. Чувствуй это! Чувствуй это! Чувствуй это!
Однажды утром Бокудзю проснулся и сразу же позвал старшего ученика, говоря: — Послушай, мне приснился сон. Можешь ли ты растолковать его знамение? Ученик ответил: — Подождите! Сначала я принесу воды, чтобы Вы могли умыть свое лицо. Он принес кувшин с водой и помог Мастеру умыться. В это время мимо проходил другой ученик. Мастер сказал: — Послушай, мне приснился сон. Не можешь ли ты дать его толкование? — Лучше я принесу Вам чашечку чая! — сказал ученик и ушел. Еще один ученик слышал слова Мастера, он подошел ближе и спросил: — Что за сон Вам приснился? И в ответ получил удар бамбуковой палкой по голове. Двое учеников и Мастер разразились громким смехом.
Один ученик Бокудзю медитировал в течение нескольких лет. Когда он приходил к Мастеру, тот отправлял его назад со словами: "Все это чепуха! Возвращайся и медитируй снова". Однажды Бокудзю пришел сам к нему домой. Тот сидел в позе лотоса. Бокудзю растолкал его и сказал: — Что ты сидишь как истукан? Нам не нужны каменные изваяния, мы их имеем в большом количестве в храме! Просто сидя, подобно статуе, ты не достигнешь состояния медитации. Посредством успокоения тела твой разум не исчезнет, так как именно с помощью разума ты успокаиваешь свое тело.
Все то, что сделано разумом, будет укреплять только разум. Прошел год. Учитель пришел снова. Ученик сидел почти в состоянии эйфории, с закрытыми глазами, наслаждаясь утренним ветерком и солнцем.
Бокудзю взял кирпич и начал тереть его о камень, находящийся перед учеником. Ученик открыл глаза и с удивлением начал наблюдать за Мастером. Бокудзю сосредоточенно продолжал тереть кирпич о каменную плиту. Наконец, ученик не выдержал и закричал: ...
Один человек изучал дзэн под руководством Бокудзю, которому был очень предан. Каждый раз, когда он приближался к нему, Бокудзю махал рукой, говоря: — Не сейчас, не сейчас! Однажды вечером он пришел в отчаянье: — Как это может произойти? У меня нет инструкции, чтобы привести себя к реализации. Мастер просто гонит меня, говоря: "Не сейчас". Что я могу сделать? Что я должен думать об этом?
Он продолжал в том же духе, думая, размышляя, медитируя, отчаянно, но упорно придерживаясь объекта своего исследования и рассматривая его со всевозможных точек зрения. Внезапно что-то вспыхнуло в его уме и он сразу же осознал, понимания, чего хочет от него Мастер. На следующее утро он посетил Мастера. Увидя его, тот воскликнул: — У тебя есть это сейчас, у тебя есть это сейчас!
Кто-то спросил Бокудзю: — Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная дисциплина? Он ответил: — Я живу обычной жизнью — это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю. Спрашивающий был озадачен. Он сказал: — Но я не вижу в этом ничего особенного. Бокудзю сказал: — В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все жаждущие чего-то особенного являются эгоистами. Спрашивающий все еще был озадачен. Он сказал: — Но это делают все: когда голодны — едят, когда хотят спать — спят. Бокудзю рассмеялся и сказал: — Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. ...
Один сановник должен был прийти к Бокудзю в назначенное время, но опоздал. Бокудзю спросил его: — Почему Вы задержались? Тот ответил, что он играл в поло. Мастер спросил: — Кто бьет по мячу, наездник или лещадь? Сановник ответил: — Наездник. — Он устал? — Да, он устал. — А лошадь устала? — И она устала. Затем Бокудзю спросил: — А ворота устали? Озадаченный сановник ушел домой. Весь вечер он размышлял над странным вопросом Мастера. И ночью к нему неожиданно пришло решение. На следующий день он пошел к Мастеру. Бокудзю спросил:
Однажды к Мастеру Бокудзю пришел большой ученый. Он изучил все священные писания, отлично владел речью и логикой, знал все обо всем. Он спросил Мастера: — Вы читали "Лотосовую сутру"? — Нет, не читал, — ответил Мастер. Ученый сказал: — Но говорят, что Вы просветленный! Бокудзю сказал: — Люди чего только не придумают. Я вообще мало читал и ничего не знаю. Ученый сказал: — Тогда я Вам ее почитаю и то, что будет непонятным, мы обсудим. Он начал читать. В сутре говорилось, что все — пустота: природа всех вещей есть пустота, ничто, стоит настроиться на эту пустоту и вы достигнете. Вдруг Бокудзю вскочил и ударил философа по голове. Тот рассвирепел и закричал: — Вы ненормальный! Вы хулиган! Что это за шутки? Бокудзю сел на место и спокойно спросил: — Если все есть ничто, пустота, то откуда этот гнев? Философ озадаченно сказал: — Этого в сутре не написано и бить меня — это не способ задавать вопросы.
Ученик пришел к Бокудзю. Поклонившись, прикоснулся к его ногам и спросил: — Как долго мне пройдется ждать моего просветления?
Бокудзю смотрел на него долго, достаточно долго. Ученик начал беспокоиться, он повторил вопрос: — Почему Вы смотрите на меня так долго и не отвечаете? Мастер произнес ответ дзэн. Он сказал: — Убей меня!
Ученик не мог поверить, что это ответ на его вопрос. Смущенный, он ушел и обратился к старшему товарищу.
Тот засмеялся и сказал: — Ты не понял? Он сказал: почему вы продолжаете спрашивать меня? Оставьте этого Мастера, оставьте всякое спрашивание. Убейте меня в себе, убейте мой авторитет. Оставьте всякое учение. Кто я? Я не удерживаю вас. Жизнь открыта для всех. Почему вы не начинаете жить? Почему вы продолжаете готовиться?
Был такой Мастер Бокудзю. Он жил в пещере и в течение дня или даже ночи говорил вслух: "Бокудзю?", а затем сам отвечал: "Я здесь". Ученики тихонько смеялись над ним.
В последние годы жизни он уже не звал себя по имени. Ученики как-то спросили его:
— Почему ты перестал это делать? И он ответил:
— Раньше я терял себя, поэтому спрашивал, но теперь в этом нет необходимости. Бокудзю всегда здесь.
Великий Учитель Нан-ин был на смертном одре. В жизни этого необыкновенного человека было много инцидентов, анекдотов, историй.
И вот, умирая, он сказал своим ученикам: — Я не хочу, чтобы вы оплакивали мою смерть, потому что это и не смерть вовсе. Имейте в виду, когда вы будете проливать слезы, я буду наблюдать за вами с другого "берега" и смеяться. Я хочу, чтобы вы танцевали, пели и веселились. Я ухожу, потому что пришло время. Мое тело стало источником беспокойства, а не комфорта. Такова моя воля. Тело мое не обмывайте, я уже сделал это сам. И не переодевайте, я уже одел все, что нужно.
Сказав это, он лег на погребальные носилки и умер. ...