Среда, 2024-11-27, 5:31 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по каталогу
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
dao.clan.su = Еще о тайцзи - Тай -Цзи - УШУ =
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Стили [3]
Философия [9]
Тай -Цзи [11]

Друзья сайта

Наш опрос
Какой чай вы предпочитаете?
Всего ответов: 111

Статистика

Начало » Статьи » УШУ » Тай -Цзи

Еще о тайцзи
Тайцзи цюань - Школа Великого Предела.

Тайцзи цюань - искусство взращивания жизненной силы и пестования духа; искусство действовать недеянием; искусство быть подвижным, сохраняя покой; искусство мягким одолевать жесткое; искусство побеждать без желания победить.

Многочисленные легенды приписывают заслугу создания Тайцзи цюань знаменитому даосскому отшельнику Чжан Санфэну ( Чжан - три сокровища ), жившему во времена династии Сун 1127-1279гг. на горе Удан.


На рисунке: Мастер Чэнь Вантин и его слуга Цзян Фа.

Считается, что именно он соединил боевую технику с практикой Нэйдань*. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У - таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана. Следует отметить, что к тому времени Чжан Саньфэн был уже достаточно опытным мастером и вполне мог учиться во сне**.

____________________

*Нэйдань - дословно "внутренний эликсир" - название даосских техник внутренней работы таких, как Даоинь - "Ведение и привлечение Ци", Туна - "Дыхательная практика" и др.

**Одна из версий говорит о том, что он прошел длительное обучение кулачному искусству в знаменитом Шаолиньском монастыре.

Другая легенда повествует о том, что однажды Чжан увидел, как сорока тщетно пытается справиться с небольшой змеей. Когда птица пыталась схватить змею за голову, то тут же получала удар хвостом; когда же сорока целилась в змеиный хвост, получала удар головой, когда клюв сороки атаковал середину, змея, изгибаясь, "складывалась", и птице доставалось одновременно с двух сторон.

В итоге извивающаяся змея осталась невредима, а несчастная сорока, разбив острый клюв о камень, на котором происходила битва, с позором удалилась. Чжан Саньфэн, таким образом, окончательно убедился в том, что настоящая уступчивость совсем не похожа на бегство, и что, уступая атакующей силе, можно одновременно заполнять создающуюся при этом "пустоту - слабость" и победить, уступая. Этот принцип и стал одним из ключевых для искусства Тайцзи цюань.

В нескольких древних текстах, приписываемых Чжан Саньфэну, описываются важнейшие принципы Тайцзи цюань:

-[b] мягкостью преодолевать жесткость;

- движения округлые, без разрывов;

- покоем преодолевать движение;

- в покое выжидать движения противника;

- начинать движение вторым, завершать первым;

- неспешностью - контролировать скорость;

- малым контролировать большое;

- использовать сознание, не использовать силу;

- четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней*;

- заставлять противника проваливаться в пустоту;

- входя в контакт, прилипать и неотрывно следовать".[/b]

____________________

*Лян - самая маленькая единица веса на китайских весах, цзинь - около 0.5 кг.

Особенностью практики Тайцзи цюань является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие "Нэйцзинь". Создание этого усилия требует расслабленности и идеальных поз, в которых скелет безупречно "выстроен", а мышцы и сухожилия способствуют беспрепятственному прохождению по ним "Ци". Медленные движения, характерные для практики Тайцзи цюань, позволяют добиться высочайшей скоординированности действий всех частей тела: верха и низа, правого и левого. Постепенно становится возможным увязать, казалось бы, противоположные друг другу требования: цельность и собранность с одной стороны, и подвижность и раскрепощенность, с другой. На продвинутых этапах практики акцент делается на непрерывном ведении "мысли - воли" - тогда внешне проявленные непрерывные движения становятся производными от внутренней непрерывности Мысли - воли. Этот аспект практики Тайцзи близок к даосско - буддийским формам медитации "одноточечно - направленной концентрации сознания".

Все перечисленные моменты являются необходимым условием тренировки внутреннего усилия, пронизывающего все тело от стоп до кончиков пальцев рук, утонченного и мощного, послушного мысли, про которое говорили, что "в мягкой вате спрятана разящая игла", или "удар в Тайцзи подобен удару железной палки, обернутой в вату".

Следует отдельно отметить главенствующую роль принципа "заимствования чужой силы". "Заимствование" означает использование чужого усилия для победы при минимальном использовании собственных сил.

"Тебя тянут - ты толкай, тебя толкают - ты тяни".

Тайцзи цюань - далеко не единственная школа в Китае, где применяется этот принцип. Он прекрасно известен и в "жестких" Шаолиньских школах Ушу. Однако, если в других стилях заимствование не ставится во главу угла и обычно изучается только на очень продвинутом этапе, то в Тайцзи цюань ему учатся с самого начала, без него просто нет Тайцзи цюань. Этот принцип соответствует важнейшему Даосскому постулату "действовать недеянием" и является единственным - начальным и высшим. Все остальные принципы Тайцзи цюань сообщают о том, как лучше этого достичь.

"Заимствование чужой силы" делает Тайцзи цюань одним из самых эффективных боевых искусств, но вместе с тем реально постигаемым очень немногими. "Взялся изучать Тайцзи цюань - 10 лет не показывайся на люди", - говорят в Китае. Действительно, требуется много времени, чтобы противопоставить это искусство грубой, но реальной силе, которую часто используют адепты других школ.

Чжан Саньфэн разработал 13 принципов - техник, и поныне составляющих основу Тайцзи цюань.

В 13 техник входят: "Ба фа" - 8 фундаментальных методов применения внутреннего усилия, соответствующих 8 триграммам, и "Убу" - 5 шагов, 5 положений тела, они соответствуют 5 первостихиям Усин.

8 методов: Пэн - отражение, Люй - отведение, Цзи - нажимание, Ань - толкание, Ле - расщепление, Цай - срывание, Коу - " опереться плечом ", Чжоу - локоть.

5 шагов: наступление - металл, отступление - дерево, взгляд влево - вода, взгляд вправо - огонь, центральное равновесие - земля.

Комбинации 8 методов и 5 шагов и составляют искусство Тайцзи цюань.

Официальная традиция Тайцзи цюань начинается с середины 17 века и связана с местечком Ченьцзягоу* (провинция Хэнань), куда в 1640-х годах вернулся со службы отставной военный чиновник Чэнь Вантин. Считается, что именно он создал тот стиль Тайцзи цюань, который на протяжении нескольких столетий многократно трансформировался, но все же дошел до наших дней (в нескольких версиях). Вплоть до середины 19 века стиль развивался исключительно внутри семьи Чэнь и был скрыт от мира.

Чэньши Тайцзи цюань характеризуется большой технической сложностью, сочетанием быстрых и медленных движений, большой амплитудой колебания внутреннего усилия - от мягкого к жесткому и наоборот. Одной из важных особенностей стиля является "Чань сы" - спиралевидное раскручивание. Оно проявляется практически в каждом техническом действии как разматывание внутреннего усилия Цзинь по спирали наружу или сматывание его внутрь. Подобно вкручивающемуся винту двигаются вперед на противника, одновременно атакуя и перенимая его усилие или отступают, "вывинчиваясь", закручивая вслед за собой.

Для Чэньши Тайцзи цюань характерно также использование особого, взрывного выброса усилия при ударах, также присутствуют прыжки и подскоки. Много времени отводится Нэйгун - внутренней работе по взращиванию усилия - Цзинь и методов его "выброса". В парной работе Туйшоу учатся применять принцип Чань Сы, а также 8 усилий - Ба Фа. В Чэньских туйшоу широко используются захваты и болевые воздействия на суставы - Циньна, а также содержится основа техники бросков - Шуайфа. На продвинутом этапе занятий изучается традиционное оружие.

____________________

*Вопрос о происхождении Тайцзи цюань является крайне запутанным, предлагаемая версия, хоть и является "официальной последние полвека, весьма спорна и противоречива, многие факты совершенно не соответствуют исторической реальности.

Первым посторонним человеком, изучившим Чэньский Тайцзи цюань, был Ян Лучань (1799-1872). Когда молодой Ян нанялся работником в одну из семей Чэней, он был уже не новичком в Ушу (вероятно, что он с юных лет занимался шаолиньским стилем). В это время детей хозяина дома обучал мастер Чэнь Чансин (1771 - 1853). Ян Лучань, будучи чужим в доме, вынужден был обучаться тайно, подсматривая за ночными тренировками. Однажды он был обнаружен за этим занятием самим мастером. Чэнь Чансин потребовал тут же продемонстрировать все, чему Ян смог научиться таким способом. В результате провинившийся был не только не наказан, но и принят в личные ученики мастером. Ян Лучань был талантливым и усердным учеником. Пройдя курс обучения, он отправился в родные края, где не раз испытав свое искусство на практике, принялся преподавать. Прошли годы, слава Ян Лучана росла, и он переехал в столицу Бэйцзин. Множество раз его вызывали на поединки знаменитые мастера столицы, некоторые пытались проверить его мастерство внезапно, в самые неподходящие моменты, однако неизменно мастер демонстрировал свое удивительное "мягкое" искусство, и вскоре получил прозвище "Непобедимый". После нескольких трагически завершившихся поединков Ян старался сделать все возможное, чтобы не травмировать противников, и они либо отлетали от него, как воздушные шары, либо проваливались в пустоту, как сорвавшийся в пропасть камень. Ян Лучаня нанимали преподавать за огромные деньги в знатных и богатых семьях, и вскоре слухи о нем дошли до императорской семьи, члены которой тоже хотели брать уроки "мягкого искусства" с такой удивительной прикладной силой. У Ян Лучаня учились также и высокопоставленные военные чиновники, отвечавшие за подготовку личной охраны императорской фамилии.

Выдающимися мастерами были и оба сына Ян Лучаня - Ян Баньхоу (1837 - 1892) и Ян Цзяньхоу (1839 - 1917). Их отец, будучи высокодобродетельным и гуманным человеком и мастером "мягкого кулачного искусства", был вместе с тем очень суровым учителем. Оба брата были вынуждены изучать искусство отца, да так интенсивно, что один не раз пытался сбежать из дома, а другой, по одним версиям, пробовал покончить жизнь самоубийством, по другим - постричься в буддийские монахи. Однако суровость обучения не сломила братьев, и оба они, в итоге, нашли себя в Тайцзи цюань. Мастерство их было чудесным. Некоторое время бытовало мнение, что удивительная мощь Тайцзи цюань - скорее особенность Ян Лучаня, как человека необыкновенного, наделенного особой силой. Ян Баньхоу и Ян Цзяньхоу опровергли это предположение, не раз демонстрируя высокую эффективность системы, полученной от отца.

Ян Цзянхоу имел двух сыновей - Ян Шаохоу(1862 - 1930) и Ян Чжаоцина(1883 - 1936). Оба они были выдающимися мастерами. Ян Чжаоцин, более известный под именем Чэнфу, подытожил семейное искусство созданием последовательности из 85 движений, которую в основном и практикуют приверженцы стиля Ян до сегодняшнего дня.

Сейчас существует 5 основных стилей Тайцзи цюань: Чэнь ши и Ян ши, а также два стиля У (фамильные иероглифы звучат по-русски одинаково, однако имеют различное иероглифическое написание) и стиль Сунь. Первый стиль "У" (иероглиф "воинственный") пошел от ученика Ян Лучаня У Юйсяна, учившемуся также и у мастеров Чэньской линии.

Второй стиль "У" был создан У Цзянцюанем (1870 - 1942), сыном офицера охраны императорской семьи Цюань Ю, который также учился у Ян Лучаня и его сына Баньхоу.

Стиль Сунь создан выдающимся мастером Ушу Сунь Лутаном (1861 - 1932) и соединяет в себе непосредственно Тайцзи цюань линии У Юйсяна с элементами других внутренних стилей Синьи цюань и Багуа чжан.

Несмотря на существенные внешние различия этих стилей, сама структура обучения практически одинакова.

Во-первых, это внутренняя работа - Нэйгун, сочетающая статические, динамические и медитативные практики по взращиванию внутренней силы Нэйцзинь.

Во-вторых, изучение Таолу - канонической последовательности технических приемов, характерных для данного стиля. Выполняя Таолу, учащийся имеет возможность в одиночку шлифовать формы и внутренние принципы Тайцзи цюань, соединяя внутреннюю работу с техникой.

Третьим этапом в обучении является практика Туйшоу - "толкающие руки". Здесь основные принципы и навыки, приобретенные предыдущей работой, продолжают совершенствоваться в контакте с партнером, с чужой реальной силой. Выполняя Туйшоу, учатся применять практически 8 усилий и 5 положений тела, составляющих суть техники Тайцзи цюань. Без Туйшоу не только невозможно понимание Тайцзи цюань как боевого искусства, но и даже правильное выполнение формальной техники Таолу. "Толкающие руки" учат секретам "Слышания", "Понимания" и "Заимствования чужого усилия".

Продвинутый этап занятий Тайцзи цюань предполагает освоение традиционных видов оружия: прямого мяча - Цзянь, изогнутого меча - Дао, копья - Цянь, шеста - Гунь и других.

Все эти принципы Тайцзи цюань распространяются и на фехтование, однако, оно считается крайне сложным, поскольку требует очень хорошего владения Тайцзи цюань без оружия.

Категория: Тай -Цзи | Добавил: daos™ (2007-07-24)
Просмотров: 1196 | Рейтинг: 4.5 |


daoSoft© 2007 Хостинг от uCoz