Когда монахиня Чиено изучала дзэн у Мастера Бук-ко, она долго не могла достичь плодов медитации. Как-то лунной ночью она несла воду в старом ведре, стянутом бамбуковым обручем. Вдруг обруч лопнул, дно вылетело, и в этот миг Чиено стала свободной! В память об этом она написала стихи:
По-всякому пыталась уберечь Я ветхое ведро: Слабеет обруч, уж почти порвался. Когда же, наконец, упало дно не стало вдруг воды в ведре! Не стало вдруг луны в воде!
Ученик спросил Нагсена: — Что есть Путь? — Путь — это повседневная жизнь, — ответил Нагсен. — А можно ли этому научиться? — спросил ученик. — Если ты попробуешь учиться, — ответил Нагсен, — то будешь далеко от Пути. — Но если я не буду учиться, то как я смогу узнать, что это Путь? — спросил ученик. — Путь не принадлежит воспринимаемому миру. Также он не принадлежит и миру невоспринимаемому. Познавание — иллюзия, непознавание — бессмыслица. Если ты хочешь достичь истинного Пути, отдайся свободе, которая есть у Неба.
Ученик спросил Нагсена: — Буддийские писания утверждают, что все на свете наделено природой Будды. Имею ли я природу Будды? — Нет, ты не имеешь! — ответил Нагсен. Монах спросил: — Деревья, реки и горы имеют природу Будды? — Да, имеют! — ответил тот. — Если все имеет природу Будды, то почему я не имею? — спросил монах. — Кошки и собаки, горы и реки — все имеет природу Будды, а ты — нет! — Но почему? — спросил ученик. — Потому, что ты спрашиваешь! — ответил Нагсен.
Когда пришло время умирать, Бокудзю собрал учеников и объявил им о своем намерении. Потом он обратился к ним со словами: — Вы знаете меня, всю свою жизнь я ничего ни за кем не повторял. Теперь я обращаюсь к вам за советом. Есть ли какой-нибудь необычный способ ухода из жизни?
Один ученик предложил: — Может быть, Вы умрете в позе "лотоса"? Но другие сказали: — Многие мудрецы умирали в позе "лотоса". Это не ново. Кто-то сказал: — Вы можете умереть стоя. Они обсуждали это так, как будто это была просто игра. Кто-то стал возражать: — Я уже слышал о мудреце, который умер стоя. Тогда кто-то предложил: — Остается одно. Умереть, стоя на голове. Я думаю, что этого еще никто не делал. Неожиданно для всех присутствующих Мастер сказал: — Это мне подходит. Ну что ж, друзья, прощайте! ...
Один человек пришел к Бокудзю и спросил: — Вы действительно следовали своему Учителю? —Да, я следовал ему, — ответил Бокудзю. Но всем было известно, что Бокудзю вовсе не следовал своему Учителю. Поэтому человек недоверчиво спросил: — Вы хотите обмануть меня? Все знают, что Вы не следовали своему Учителю, и все же Вы утверждаете, что следовали ему. Что Вы имеете в виду?
Бокудзю ответил: — Я следовал своему Учителю, потому что мой Учитель никогда никому не следовал, даже своему Учителю. Этому я научился у него!
Бокудзю шел с учеником в храм после утренней прогулки. Сзади подошел какой-то человек, сильно ударил его палкой по спине и убежал. Бокудзю даже не обернулся; он продолжал свою прогулку. Ученик был потрясен. Он сказал: — Почему Вы не реагируете? Что с Вами? Этот человек ударил Вас так сильно, а Вы даже не оглянулись! Бокудзю сказал: — Это его проблема. Он, должно быть, сумасшедший, бедняга. Я очень сочувствую ему. Я не могу посмотреть назад, потому что он уже сумасшедший; мой взгляд сделает его еще более сумасшедшим. Прейдя домой, он может почувствовать вину, подумать, что я осуждаю его. Нет, это не гуманно. Он и так в беде. Нет необходимости создавать ему новые проблемы.
Один богатый человек пришел к Бокудзю и, положив перед ним туго набитый кошелек с золотыми монетами, сказал: — Жертвую на строительство храма! Мастер сказан: — Очень хорошо. Человек продолжал стоять. Мастер посмотрел на него и спросил: — Вы, наверное, ждете от меня благодарности? Человек неуверенно произнес: — Ну-у... в общем-то я думаю, что такую крупную сумму денег вам жертвуют не каждый день. И Вы могли бы поблагодарить меня. Мастер сказал: — Это Вы так думаете, а я думаю, что благодарить должен не тот, кто берет, а тот, кто дает.
Ученик спросил: — Что есть Нирвана? Мастер ответил: — Не вверять себя порочному кругу рождения и смерти или удовольствия и боли — есть великая Нирвана. — Что есть порочный круг рождения и смерти и удовольствия и боли? Мастер сказал: — Желание Нирваны! Сейчас будь молчалив и почувствуй, что я имею в виду, говоря: "Желание Нирваны". И обрати внимание, я не говорю: "Думай об этом". Потому что думать — значит упустить. Чувствуй это! Чувствуй это! Чувствуй это!
Однажды утром Бокудзю проснулся и сразу же позвал старшего ученика, говоря: — Послушай, мне приснился сон. Можешь ли ты растолковать его знамение? Ученик ответил: — Подождите! Сначала я принесу воды, чтобы Вы могли умыть свое лицо. Он принес кувшин с водой и помог Мастеру умыться. В это время мимо проходил другой ученик. Мастер сказал: — Послушай, мне приснился сон. Не можешь ли ты дать его толкование? — Лучше я принесу Вам чашечку чая! — сказал ученик и ушел. Еще один ученик слышал слова Мастера, он подошел ближе и спросил: — Что за сон Вам приснился? И в ответ получил удар бамбуковой палкой по голове. Двое учеников и Мастер разразились громким смехом.
Один ученик Бокудзю медитировал в течение нескольких лет. Когда он приходил к Мастеру, тот отправлял его назад со словами: "Все это чепуха! Возвращайся и медитируй снова". Однажды Бокудзю пришел сам к нему домой. Тот сидел в позе лотоса. Бокудзю растолкал его и сказал: — Что ты сидишь как истукан? Нам не нужны каменные изваяния, мы их имеем в большом количестве в храме! Просто сидя, подобно статуе, ты не достигнешь состояния медитации. Посредством успокоения тела твой разум не исчезнет, так как именно с помощью разума ты успокаиваешь свое тело.
Все то, что сделано разумом, будет укреплять только разум. Прошел год. Учитель пришел снова. Ученик сидел почти в состоянии эйфории, с закрытыми глазами, наслаждаясь утренним ветерком и солнцем.
Бокудзю взял кирпич и начал тереть его о камень, находящийся перед учеником. Ученик открыл глаза и с удивлением начал наблюдать за Мастером. Бокудзю сосредоточенно продолжал тереть кирпич о каменную плиту. Наконец, ученик не выдержал и закричал: ...