Чэнь Чжэнлэй. 1. Двенадцать категорических требований: " Хао" - величие духа; " Дуань" - скромный образ жизни; " Гун" - беспристрастность, правдивость; " Жэнь" - гуманность, человеколюбие; " Чэн" - искренность и чистосердечность; " Цзин" - почтительность и скромность; " Чжун" - преданность и честность; " Чжэн" - справедливость; " Синь" - верность; " Дэ" - высокие моральные качества; " Юн" - способность отважно встать грудью за правое дело. 2. Двадцать предупреждений: 1. Не использовать власть для обмана. 2. Не пользоваться правом сильного и не запугивать слабых. 3. Не бояться опасности и помогать попавшим в беду. 4. Не совершать дурных поступков и не иметь дурных намерений. 5. Не злоупотреблять своим положением. 6. Не быть самонадеянным сумасбродом. 7. Не демонстрировать свое искусство на улицах и площадях. 8. Не изменять избранному направлению. 9. Не стремиться к роскоши и праздной жизни. 10. Не зазнаваться, не быть хвастливым. 11. Не мериться силами с самонадеянными сумасбродами. 12. Не затевать ссор с новичками. 13. Не заискивать перед богатыми и не быть высокомерным с бедными. 14. Не стремиться к нечестной наживе. 15. Не пьянствовать и не развратничать. 16. Не отказываться от уплаты налогов. 17. Не вредить общественным и частным интересам. 18. Не кичиться большим жалованием. 19. Не изменяй интересам Родины. 20. Не пропускать занятий и не лениться в учебе. 3. Двенадцать запретов: " Се" - лукавство, хитрость; " Фань" - порочность; " Дяо" - коварство; " Хуа" - предательство; " Шэ" - стремление к роскоши; " Чжа" - притворство; " Фэн" - сумасбродство; " Бэй" - подлость, низость; " Цзянь" - лицемерие, вероломство; " Хуан" - склонность к мошенничеству; " Куан" - самонадеянность; " Э" - злобность. 4. Два постулата: Основные этические нормы тайцзи-цюань школы Чэнь могут быть соблюдены только благородными, скромными, высоконравственными людьми, глубоко осознавшими истину, что укрепление здоровья является залогом их способности постоять за себя. Люди низкие, лукавые, злобные, обуреваемые стремлением через боевое искусство достичь власти и своекорыстных целей, не могут иметь ничего общего со школой Чэнь. 5. То, что следует знать и помнить: Занимаясь тайцзи-цюань, следует всегда помнить о почтительности и скромности, ибо человек с черствой душой не может иметь учителей и друзей. Занимаясь тайцзи-цюань, следует, забыть о самонадеянности, ибо самонадеянность всегда порочна - как в поступках, так и в мыслях. Образованный и культурный человек также никогда не даст волю своим чувствам, сохранит внешнее спокойствие. Занимаясь тайцзи-цюань, следует забыть о самоуспокоенности и самодовольстве. Народная мудрость гласит: "За небом есть еще небо", т.е. нет предела для совершенства. Все усилия должны быть направлены на учебу и самосовершенствование, а не на самодовольное хвастовство. Занимаясь тайцзи-цюань, следует тщательно обдумывать, взвешивать, оценивать обстановку, прогнозировать дальнейший ход развития событий. В противном случае нельзя добиться адекватной реакции (на действия противника) и проникнуться истинным духом. Занимаясь тайцзи-цюань, прежде всего следует познать книжные истины - это придаст занятиям и тренировкам естественную легкость. Особенности школы Чэнь. 1. Внешняя мягкость и внутренняя твердость Существует несколько сот разновидностей боевого искусства, множество школ и стилей, однако все имеющиеся системы можно классифицировать с точки зрения принадлежности к "вай цзя" или к "нэй цзя" (досл. внешние и внутренние школы; "вай цзя"- это в основном шаолиньские системы, ведущие свое начало из стен Шаолиньского монастыря, впоследствии получили широкое распространение не только в Китае, но и за пределами страны, отсюда и название - внешние, распространенные школы; "нэй цзя" - вес остальные, не шаолиньские школы; в отличие от "вай цзя", в основе которых лежит суровый бой, базируются на постулате "покой рождает движение". -Прим. пер.). Большинство школ "вай цзя" строят свои системы на ударах руками и ногами, мощных прыжках, молниеносных маневрах, четкой наступательной и оборонительной технике действия - это ушу в чистом виде. В основе тайцзицюань школы Чэнь лежат совсем иные принципы: воля направляет дух (в оригинале понятия "энергия", "дух" выражены одним и тем же иероглифом "ци". -Прим. пер.), дух руководит движениями тела; если внутренняя энергия неподвижна, то нет и внешних проявлений движения, всякое перемещение внутренней энергии вызывает адекватную внешнюю реакцию - координированные действия верхней и нижней частей тела, непрерывные круговые вращения (аналогично разматывающейся из кокона шелковой нити), движения следуют одно за другим "непрерывным, естественным потоком", нанизываются друг на друга (центральной осью является поясница) и постепенно затухают; резкие подскоки и падения почти не практикуются. Тактические переходы от наступления к обороне и обратно определяются только внутренним настроем бойца и не имеют каких-либо внешних признаков. Непосвященному подобный вид единоборства может показаться "ловлей рыбы руками", а никак не боевым искусством. Отсутствие внешней боевой атрибутики особенно характерно для системы "лао цзя", имеющей в основе мягкость, эластичность, видимость расслабленности и отсутствия силы; основу искусства составляют умелые действия нижней части тела, подвижность тазобедренного сустава, правильное перемещение энергии и крови за счет силы воли, насыщенность энергией, правильная центрированная стойка, отсутствие брешей в обороне, умение превратить тело в "пять натянутых луков", "разящих одновременно во всех направлениях" ("пять натянутых луков" - это "лук" корпуса, рукоятка - поясница; два "лука" рук, рукоятки - локти; два "лука" ног, рукоятки - колени; в сравнении тела с пятью натянутыми луками заложена идея накопления и резкого выпуска энергии. -Прим. пер.). Таким образом, в тайцзи-цюань силе противостоит мягкость, которая в нужный момент за счет внутренней энергии разит противника подобно разряду молнии, т.е. внешне боец "подобен девственнице", а внутренне крепче самой закаленной стали. В этом кроется важнейшая особенность тайцзи-цюань школы Чэнь. 2. Способы круговых вращений внутренней энергии Специалисты "ин цигун" (цигун - способ укрепления здоровья посредством применения силы "ци", т.е. живительной силы духа; ин - досл. твердый, одно из направлений цигун, ставящее целью достижение твердости рук, ног, головы. -Прим. пер.) могут за счет циркуляции внутренней энергии с конечной подачей в область затылка или шеи разбить головой кирпич или намотать на горло стальной прут. В тайцзицюань школы Чэнь законы физики соединены с теорией цзинло, используются способы вращательного перемещения энергии и стратегия "малая сила побеждает большую силу, мягкость берет верх над мощью", аналогично тому, как маленький домкрат поднимает многотонный автомобиль. Способность аккумулировать и выпускать энергию, концентрировать силу для решающего маневра, "усилием в четыре ляна одолевать вес в тысячу цзиней" - результат действия энергии центробежных и центростремительных вращательных движений. В трактате Чэнь Синя "Цюаньлунь" (Теория искусства кулачного боя) записано: "Только вращательные маневры могут ввести противника в заблуждение". Под цзинло понимают каналы, идущие от внутренних органов, по которым циркулирует дух и кровь, питающие организм; нарушения в этой системе циркуляции приводят к болезням, правильная и бесперебойная циркуляция является залогам здоровья и долголетия. В системе тайцзицюань обобщена теория цзинло, реализована идея того, что искусство кулачного боя является проявлением глубинных процессов смены энергии - избавления от шлаковой и приобретения свежей; в действиях используются энергия сжатия и распрямления, вращательная энергия, соблюдается требование: "воля управляет духом, дух приводит в движение тело, организм наполняется подвижной энергией". Источником внутренней энергии является область даньтянь - энергоактивная зона в нижней части живота. В различных школах "цигун" расположения этой зоны не совпадают; восточные школы качестве этой зоны называют область живота, расположенной на 1,5 цуней ниже пупка, западные школы - на 3 цуня; цунь - величина, определяемая индивидуально, равна ширине сустава большого пальца руки. -Прим. пер.). Поясница является осью, движения нанизываются одно на другое, перемещение энергии осуществляется в области почек, вращения в поясе питают энергией позвоночник и все тело. По меридианам "думай" и "жэньмай" (думай - меридиан, по которому энергия циркулирует от ануса по спине до затылка; жэньмай - меридиан, по которому энергия циркулирует от промежности вдоль живота и груди до межключичной впадины. -Прим. пер.) энергия распространяется в верхней части тела по рукам и запястьям, в нижней части - по коленям и лодыжкам, доходит до кончиков пальцев рук и ног, затем снова возвращается в даньтянь, движения непрерывно "накручивают резьбу", дух и кровь постоянно находятся в процессе замкнутой циркуляции. Все это называется "юньци", т.е. перемещение духа, энергии. Оно полностью соответствует канонам цзинло и является неотъемлемым атрибутом боевых искусств и спортивных упражнений. 3. Единство ушу, саморегуляции и смены энергии Проблемы саморегуляции и смены энергии (дыхания) уходят корнями в глубь веков, издревле занимали умы ученых и философов. Упоминания об этих способах укрепления здoровья можно найти в трудах "Лао-цзы" и "Мэн-цзы" (Лао-цзы - имя философа, а также название философского труда, предположительно VI в. до н.э., Мэн-цзы - имя философа, а также философский трактат IV в. до н.э. -Прим. пер.). Философ Лю Ань, живший в начале эпохи Хань в своем трактате "Хуайнаньцзы" разработал систему "Лю циньси" (Игры шести зверей и птиц). Затем известный врач Хуа То, живший в конце эпохи Хань, создал видоизмененную систему "У циньси" (Игры пяти зверей и птиц). Этот метод оздоровительной гимнастики состоит в подражании повадкам животных в сочетании с дыхательными упражнениями. Впоследствии им стали руководствоваться в цигунтерапии, он же лег в основу даосского учения о воспитании и сохранении здоровья. Система тайцзицюань школы Чэнь органически соединила саморегуляцию, искусство дыхания и координированные действия рук, глаз, корпуса, ног; занятия по этой системе прекрасно стимулируют внутренние резервы организма, придают силу, сохраняют здоровье, воспитывают бойцовские качества, творчески развивают умения и навыки собственно кулачного боя и фехтования. 4. Взаимодействие ган (жесткость, твердость) и жоу (мягкость, податливость, вязкость) Каждая из противоположностей категории ган - жоу несет свой энергетический заряд. Взаимодействие энергии ган и жоу является важнейшим атрибутом любого комплекса тайцзицюань. В каждом движении, в каждой позиции ган содержит жоу, а в жоу находится ган. В руководстве "Цюаньпу" (Искусство кулачного боя) говорится: "Уметь двигаться - это значит уметь варьировать количеством энергии ган и жоу. Вначале необходимо добиться вязкости жоу, затем из вязкости жоу извлечь упругость и твердость ган. Найдя золотую середину в этих двух противоположностях, можно понять механизм взаимодействия инь-ян (жоу связано с инь, т.е. с женским, отрицательным, началом; ган связано с ян, т.е. с мужским, положительным, началом. -Прим. пер.). Если будет излишек жоу, то это будет не тайцзицюань, а "жоуцюань", если излишек ган, то получится "ганцюань". Истинная система тайцзицюань требует филигранно правильной) распределения этих противоположностей в конкретный момент времени. Почему критерием мастерства является умение управлять энергией ган и жоу? Потому что вязкая энергия жоу несет наступательный порыв и непобедимость ган. Одно без другого не существует: жоу без ган лишено "взрывной" силы, ган без жоу лишено оборонительных линий и легко преодолимо. В трактате "Цюаньлунь" Чэнь Синь отмечал: "Ган и жоу - где появляется одно и исчезает другое? Одно исчезает, другое появляется, окончание одного процесса является началом другого. Внешним проявлением ган может служить выпуск энергии, положение жоу наступает при приеме энергии. Однако внешняя сторона создаст лишь видимость. Говорить о жоу, отбрасывая ган, и говорить о ган, отбрасывая жоу, неправильно. Истина кроется в неразделимости этих понятий. Все маневры и приемы тайцзицюань (удары, пинки, толчки, отклонения, давящие и амортизирующие движения), гибкость и высокая чувствительность основаны на естественности сочетания и взаимодействия ган и жоу". С точки зрения психологии и жизненной силы трансформации ган и жоу можно определить категориями сущности и явления. Сущность - это жоу, явление - это ган. С точки зрения позиций ган и жоу реализуются в понятиях "кай" (открытый, расходящиеся движения) и "хэ" (закрытый, встречные движения). Кай - это ган, жоу - это хэ, т.е. аккумулирование энергии - это жоу, выпуск энергии - это ган. В ходе перемещения энергии проявляется жоу, окончание движения связано с переходом к ган. Таким образом, ган наступает в момент проявления жизненной силы в конечной точке какого-либо действия. В системе тайцзицюань школы Чэнь каждое действие (упражнение) несет в себе кай и хэ, сопровождается перемещением энергии и ее выпуском в конечной точке. Переход от кай к хэ естественно соотносится с переходом от ган к жоу. Взаимодействие ган и жоу - это важнейший принцип, который необходимо уяснить, чтобы научиться правильно накапливать и расходовать энергию, сосредоточиваться, расслабляться, добиваться упругости и гибкости. 5. Единство воли, дыхания и движения Как уже отмечалось выше, система тайцзицюань относится к школам "нэйцзя", в которых каждое действие, движение подчинено волевым усилиям. Чэнь Синь в трактате "Цюаньлунь" писал: "Главное в боевом искусстве - это воля (к оригинале Чэнь Синя понятие воля записывается иероглифом "сердце". -Прим. пер.). Всякое движение исходит от сердца - вот непреложная истина. Сердце - владыка; органы чувств, мышцы и суставы - послушники. Часто спрашивают: "В чем первопричина движения?" Отвечаю: "Первопричиной движения является сердце". Сердце дает рукам и ногам импульсы: куда сердце - туда и конечности. Сердце направляет энергию влево-вправо - руки делают движение влево-вправо; сердце вращает энергию - руки и ноги делают вращательные движения; сердце опускает энергию плеч и локтей - плечи и локти опускаются; сердце соединяет энергию на уровне груди и живота - поясница распрямляется, ягодицы подтягиваются, корпус приобретает устойчивое положение; сердце дает сигнал коленям - колени сгибаются, правая нога следует за правой рукой, левая нога следует за левой рукой (движения ног идут от коленных суставов). Нарушения в подобного рода цикличности ведут к разбалансированию всей структуры организма. Следовательно, я утверждаю: сердце - владыка движения". В своем трактате автор также утверждает: "В единоборстве естественное дыхание стимулирует дух и кровь, укрепляет защитные функции организма - об этом следует постоянно помнить". Таким образом, налицо неразрывное единство воли, дыхания и движения. Система взаимодействия рук, глаз, тела, ног непосредственно связана с дыханием. Дыхание должно быть естественным, вдох предполагает сюй (накопление энергии), выдох - кай или фа (расход, выпуск энергии). Равномерное дыхание стимулирует дух (энергию), способствует целостности внутренних и внешних процессов в функционировании организма. 6. Практические системы боевого единоборства - туйшоу и чжаньцян Издревле в ушу практиковались боевые действия ти, да, шуай, на, де. Системы единоборства шуай, построенные на бросках (без ударов), получили самостоятельное развитие. Остальные четыре боевых действия развивались в комплексе, однако это не исключало своеобразия каждого из них. Подтверждение этому можно найти в исторических памятниках времен Ци Цзигуана (Ци Цзигуан, 1528 - 1587, один из военачальников эпохи Мин, известный мастер и теоретик ушу.-Прим. пер.), где каждое действие обычно сопровождалось образным сравнением, например "захват - когти орла" и т.п. Как уже отмечалось, такие действия зачастую приводили к травмам, отрабатывать их приходилось условно, символически, что, естественно, сказывалось на уровне техники. Это является одной из причин того, что многие направления ушу дошли до нас в искаженном виде. Сущность единоборства туйшоу Чэнь Вантина - это прилипающие, непрерывные, клейкие, последовательные движения, а также действия, направленные на амортизацию, отклонение, толчок и давление. Основа системы - круговые, вращательные движения. Единоборство предполагает достижение значительной маневренности, основанной на высокой степени рациональности в реагировании на действия противника, а также гибкости и чувствительности кожи. Кроме того, эта система не исключала, а, наоборот, развивала четыре традиционных действия, например Чэнь Вантин предусматривал под "на" не только фиксацию суставов, но и воздействие на каналы цзинло, что было высшим проявлением мастерства. Единоборство туйшоу в тайцзицюань школы Чэнь отличается исключительной техникой, занятия по этой системе чрезвычайно эффективны с точки зрения увеличения физической силы, скорости, выносливости, реакции, гибкости, маневренности. Создание этой системы позволило отказаться от всех условно-символических упражнений, а также разрешило проблемы, связанные с выбором площадок для тренировок, со средствами защиты и специальной одеждой. Стало возможным тренироваться и проводить соревнования в удобное для бойцов время в любом подходящем месте. Все вышесказанное в полной мере относится и к технике фехтования копьем в единоборстве чжаньцян. Происхождение и развитие тайцзицюань. Чтобы получить представление об истоках возникновения искусства тайцзицюань, необходимо уяснить понятие "тайцзи". Тайцзи - это тайсюй (оба понятия используются в древней китайской философии, означают Космос, некую первозданную субстанцию. -Прим. пер.). Атрибутом "тай" (большой, космический) является "цзи" - гипотетический предел бесконечности, то, что еще не произошло во вселенной; "сюй"- это космическая пустота, отсутствие материальных предметов, обитель Великого духа, источник Света, начало всех начал. Движение рождает светлое начало (ян), покой порождает темное начало (инь). Непрерывное взаимодействие этих двух начал лежит в основе тайцзи. Инь-ян - эта важнейшая категория древней философии - призвана объяснить взаимодействие и взаимозаменяемость всего сущего во всем разнообразии предметов и явлений. В основе концепции лежит единство противоположностей, взаимопереход одного в другое; этот же принцип лег в основу боевого искусства, и именно по аналогии с философской категорией оно получило название тайцзицюань (цюань - досл. кулак; в широком понимании - искусство кулачного боя. -Прим. пер.). Движения в комплексах тайцзицюань строятся на бесконечных взаимопереходах и трансформациях противоположностей (инь-ян, жесткости (ган) и мягкости (жоу), внутреннего настроя и внешних проявлений, действий верхней и нижней частей тела, замедлений и ускорений, формы и содержания, движений по ходу разматываемого клубка (шунь) и против (ни). Занятия тайцзицюань требуют полной самоотдачи и длительных тренировок - только в этом случае можно овладеть мастерством (гунфу) "пять инь - пять ян", т.е. проникнуться духом тайцзи. Такой уровень мастерства подразумевает органическое сочетание естественности и справедливости духа, истинности и чистоты духа, баланса инь-ян, координации всех проявлений и форм энергии тела: внутренней, внешней, верхней, нижней. Искусство танцзицюань ведет свое начало из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань. Деревня Чэньцзягоу расположена на горном перевале Цинфэнлин к востоку от уездного города Вэньсянь; шесть веков назад место, где находилась эта деревня, называлось Чанъянцунь. В историки-географическом описании уезда Вэньсянь сказано: "В первые годы под девизом царствования Хунъу (1368 - 1396) эпохи Мин (китайская династия 1368 - 1644 гг. н.э. -Прим. пер.) монгольское войско Тимура обороняло Хуайцинфу (уезд Басянь, в состав которого входил Вэньсянь, находился в ведении властей города Хуайцинфу); армия Минов, предпринимавшая многочисленные наступательные действия, так и не смогла взять этот город приступом. Когда же наконец город был покорен, император Тайцзу перенес свой гнев на народ, начались массовые репрессии, многочисленные убийства коренных жителей; три раза пронеслась над городом истребляющая волна императорского гнева. Все было опустошено, разорено. Впоследствии началось массовое переселение в этот район жителей из провинции Шаньси, поэтому в этих местах до сих пор существует присказка: "Спроси меня, откуда мои предки, и я отвечу - из провинции Шаньси". Основателем династии Чэнь считается Чэнь Бу, родом из Цзэчжоуцзюнь (совр. город Пучэн) провинции Шаньси. Чэнь Бу несколько раз менял место жительства: вначале переехал в уезд Хунтунсянь провинции Шаньси, затем на седьмом году девиза царствования Хунъу (1374) перебрался в Хуайцинфу (совр. город Циньян). Чэнь Бу хорошо владел искусством кулачного боя и фехтования оружием; отличаясь добрым и отзывчивым нравом, снискал любовь и уважение соседей. Свое отношение к Чэнь Бу благодарные соседи выразили тем, что назвали его именем место, где он жил - Чэньбучжуан (чжуан-поселок. -Прим. пер.). После победы Народной революции 1949 года этот поселок вошел в состав уезда Вэньсянь и по настоящее время носит это название. Чэньбучжуан находился почти в низине, частые разливы заставили Чэнь Бу переехать в деревню Чанъянцунь, расположенную в 10 км от Вэньсянь. Деревню Чанъянцунь пересекал глубокий овраг, и по мере усиления влияния семейства Чэнь в этих краях ее стали именовать Чэньцзягоу (досл. Овраг семейства Чэнь). После переезда в Вэньсянь Чэнь Бу решил прочно обосноваться на этой земле и заложить основы семейного очага. Шестое поколение семейства Чэнь жило еще "под одной крышей", семья крепла и процветала - в седьмом поколении было уже несколько семейных хозяйств. Для защиты родных мест и обеспечения спокойствия во всем районе было создано общество, в котором молодое поколение обучалось боевому искусству. Следует отметить, что все сведения об истории семейства до 1711 года почерпнуты из устных преданий, письменных свидетельств не сохранилось. Известно, что к 1711 году представитель десятого поколения Чэнь Гэн установил мемориальный камень в честь основателя рода, на котором была высечена краткая история жизни и деятельности Чэнь Бу. Много воды утекло за триста с лишним лет до момента появления первого письменного памятника, значительная часть сведений о людях, делах, событиях, связанных с изучением ушу, оказалась утраченной. Семейная хроника, в которой письменно зафиксировано историческое развитие цюаньшу (искусство кулачного боя), дает описание событий и людей начиная с девятого колена, когда главой рода являлся Чэнь Вантин. В Историко-географическом описании уезда Вэньсянь и Семейной хронике Чэнь записано: "Чэнь Вантин был очень известным мастером цюаньшу в конце эпохи Мин. Рассказы о его необычном искусстве передавались из поколения в поколение". Чэнь Вантин, второе имя Чэнь Цзоутин (1600- 1680), жил в конце эпохи Мин, начале Цин (эпоха Цин - 1644 - 1911. -Прим. пер.). Он был не только выдающимся воином, блестяще владел искусством кулачного боя и фехтования оружием, но также был человеком высокообразованным, склонным к теоретическим исследованиям. Особенно хорошо он был известен в провинциях Хэнань и Шаньдун. В то время в провинции Шаньдун было очень неспокойно, разбойники грабили и убивали людей, однако одно только упоминание о Чэнь Вантине действовало на бандитов устрашающе и являлось гарантией спокойствия. На склоне лет пожилой мастер занимался обобщением материалов по цюаньшу, отбирал все лучшее из опыта других школ, разрабатывал теорию взаимодействия противоположностей инь-ян, составлял руководство по цзинло; занимаясь вопросами энергетических трансформаций и саморегуляции, создал целостную систему тайцзицюань на основе взаимодействия инь-ян, ган-жоу. Его система включала пять компмлексов тайцзицюань, комплекс "паочуй" (пушечные удары), "108 действий чанцюань" (чанцюань - досл. длинный кулак, в названии содержится аналогия с непрерывным потоком реки Янцзыцзян, китайское название Чанцзян - длинная река -Прим. пер.), спарринг "туйшоу" (досл. толчки руками), фехтование мечом, копьем, шпагой, четырехгранным хлыстом и спарринг "чжаньцян" (досл. склеившиеся копья). Следует отметить, что спарринговые комплексы отличались совершенно новым стилем, впервые разработанным Чэнь Вантином. Многое из наследия Чэнь Вантина за долгие века было утрачено. Сохранились ода "Цюаньцзин цзунгэ"(Во славу кулачного боя) и один раздел "Чандуаньцзю" (Слово о преимуществах и недостатках или о длинном и коротком оружии). "Слово", в частности, содержит такие строки: "В преклонном возрасте вспоминаю с благодарностью прошедшую жизнь - годы борьбы за справедливость и спокойствие, не раз приходилось смотреть опасности в глаза. Сейчас же иногда коротаю время за книгой, пишу о боевом искусстве, не забываю пахать землю, с удовольствием передаю свой опыт внукам и племянникам...". Своеобразие системы Чэнь Вантина заключено в следующем: 1. Сочетание искусства кулачного боя с саморегуляцией и сменой энергии (дыханием). Это правило относится к сфере "воспитания тела". Оно заимствовано у великого врача Хуа То, жившего в конце эпохи Хань (эпоха Хань - 206 г. до н.э.- 220 г. н.э. -Прим. пер.), предполагает сочетание подражания повадкам зверей и птиц (гибкости, зоркости, прыгучести) с дыхательными движениями. Такое подражание называется "Игры пяти зверей и птиц", впоследствии оно же легло в основу "цигун" (способ укрепления здоровья посредством применения силы "ци", т.е. живительной силы духа, цигунтерапия. -Прим. пер.) и внутренней саморегуляции. Чэнь Вантин соединил систему координированных действий рук, глаз, корпуса, ног с саморегуляцией и энергетическими трансформациями, его искусство также подразумевает единство сознания, дыхания и действия, т.е. предполагает органическое единство внутреннего настроя (состояния) и внешних проявлений. 2. Сочетание ушу и учения о цзинло. Под цзинло понимают каналы, идущие от внутренних органов, по которым циркулирует дух и кровь, нарушения в системе этой циркуляции приводят к болезням. Правильная и бесперебойная циркуляция является залогом крепкого здоровья и долголетия. Чэнь Вантин, основываясь на результатах собственного опыта, обобщил принципы теории цзинло и создал комплексы тайцзицюань, все движения которых предусматривают круговые вращения. 3. Создание единоборства "туйшоу". Все системы ушу, пришедшие из древности, строились на пяти основных боевых действиях: ти, да, шуай, на, де (ти - толчок ногой; да - удар; шуай - бросок; на - досл. хватать, держать, предполагало прижатие артерий, жесткую фиксацию мышц, костей и суставов противника; де - падение, маневры ногами во время приземления. -Прим. пер.). Такие действия на практике могли привести к серьезным ранениям и травмам, поэтому в тренировках превалировала условность, символичность. Была разработана методика таких условных упражнений, однако, пользуясь подобной методикой, было очень сложно повышать уровень техники, поскольку она не позволяла в полной мере совершенствовать драгоценный опыт, накопленный многими поколениями мастеров. Учитывая все это, Чэнь Вантин создал единоборство туйшоу. Его система, сравнительно безопасная с точки зрения травматизма, явилась комплексным практическим руководством для отработки техники рукопашного боя. 4. Создание спарринговых систем фехтования копьями и шестами. Чэнь Вантин создал систему спарринга "чжаньцян", в основе которой лежит искусство непрерывного изменения позиций при постоянном контакте копий, а также систему "восемь гань" (гань - род палки, шест) - обе эти системы являются основными в единоборстве тайцзицюань с использованием длинного оружия. В этих системах реализуется оригинальная идея передачи разматывающейся по ходу "чань" энергии - от бойца к оружию, т.е. имеет место синтез искусства кулачного боя школы Чэнь и фехтования. Новации Чэнь Вантина привели к упрощению многих моментов в фехтовании длинным оружием и одновременно с этим открыли новые горизонты в повышении уровня мастерства. 5. Создание теории тайцзицюань. Теория тайцзицюань Чэнь Вантина создавалась на основе личного опыта самого мастера и обобщения опыта народного ушу эпохи Мин. Эта теория включает идею круговых вращений, категории жоу и ган, ши (упор, нагрузка) и сюй (свободное состояние, отсутствие нагрузки), шунь и ни, трансформации воли и духа, а также необходимость постоянного контроля за действиями противника. Чэнь Вантин утверждал, что ган содержится в жоу, ши следует противопоставлять сюй и, наоборот, изменения в направлении (по шунь - ни) (т.е. переходы от центробежных к центростремительным движениям и обратно зависят от изменений в объективных условиях), воля управляет духом, энергия накапливается и перемещается, противник должен находиться под постоянным контролем, в то время как боец тайцзицюань должен представлять для него загадку. Эти идеи выражены в первых двух фразах оды "Цюаньцзин цзунгэ": "Противник не может предугадать моих действий - мои вращения ему неподвластны". Это есть не что иное, как указание на необходимость отрабатывать комплексы тайцзицюань на основе тактики гибкого реагирования с тем, чтобы добиться высшего мастерства "одолевать вес в тысячу цзиней усилием в два ляна" (цзинь - около 0,5 кг; лян - 50 г). Расцвет тайцзицюань продолжался в Чэньцзягоу и после Чэнь Вантина. Старики, дети, женщины, даже младенцы принимали участие в тренировках. Были в ходу даже присказки типа: "Выпил воду в Чэньцзягоу - победил врага любого". Подобное устное творчество очень хорошо отражало ситуацию с изучением тайцзицюань в то время. Именно дух неподдельного интереса к тайцзицюань, серьезность подхода к изучению системы явились причиной ее популярности на протяжении многих веков. Выдающимся специалистом школы Чэнь в четырнадцатом поколении был Чэнь Чжансин, второе имя Чэнь Юньтин (1771 - 1853). Им написаны работы "Тайцзицюань ши да яолунь" (Десять основных суждений о тайцзицюань), "Тайцзицюань юн у яоянь" (Рассуждения об использовании оружия в тайцзицюань), "Тайцзицюань чжаньдоу пянь" (Боевой аспект в тайцзицюань). Он творчески переработал и обобщил традиционные комплексы "лао цзя", которые существуют и по сей день - первый комплекс, второй комплекс (паочуй). Впоследствии всю систему тайцзицюань стали называть "лао цзя" или "да цзя" (большие рамки). Чэнь Чжансин был профессиональным телохранителем (охранником), ему приходилось работать также в провинции Шаньдун. Его имя было широко известно в кругах специалистов ушу. Рассказывают, что когда он смотрел спектакли, стоя перед сценой (в старых китайских театрах не было сидячих мест) в окружении многотысячной толпы, и кто-нибудь пытался вытеснить его с удобного места, то "коса находила на камень", сдвинуть или столкнуть его было невозможно. Современники называли мастера "господин Таблица предков" (из-за строгой приверженности к классическим семейным традициям). Его сын Чэнь Гэнъюнь также прекрасно владел искусством кулачного боя, он пошел по стопам отца и более десяти лет проработал телохранителем в Шаньдуне, являясь грозой для бандитов и разбойников. Благодарные жители Шаньдуна воздвигли ему мемориальный камень с описанием его славных дел. Сыновья Чэнь Гэнъюня Чэнь Яньнянь и Чэнь Яньси также были известными мастерами тайцзицюань. Учеником Чэнь Чжансина был Ян Лучан. Еще одним представителем четырнадцатого поколения был Чэнь Юбэнь. Он внес определенные коррективы в структуру имеющихся комплексов, отказался от некоторых сложных действий и движений, связанных с выпуском энергии. Размеры его "рамок" (имеется в виду амплитуда вращательных движений. -Прим. пер.) были такие же большие, как и в "лао цзя". Впоследствии его систему стали называть "синь цзя" (новые рамки) или "сяо цзя" (малые рамки). Представитель шестнадцатого поколения Чэнь Цинпин распространял свое мастерство в деревне Чжаобаочжэнь (2,5 км к северо-востоку от Чэньцзягоу), где он жил в семье жены. Он также внес свои поправки в исходные комплексы, придал им большую динамичность, однако усложнил структуру; его комплексы направлены на постепенное совершенствование навыков кулачного боя. Система получила название "Чжаобао цзя". Представителем шестнадцатого поколения был Чэнь Синь, второе имя Чэнь Пинсань (1849 - 1929). На протяжении веков тайны мастерства тайцзицюань передавались от поколения к поколению в устной форме, письменных разработок было очень мало. В целях творческого развития наследия своих предков Чэнь Синь начал письменно фиксировать положения теории и практические рекомендации. За 12 лет он создал четырехтомный труд "Чэньши тайцзицюань тухуа цзянъи" (Наглядное изложение системы тайцзицюань школы Чэнь), в котором обобщил опыт предшествующих поколений мастеров клана Чэнь. Эта работа является важнейшим фундаментальным исследованием теории тайцзицюань; в ней нашли отражение законы динамики, функционирования каналов "Цзинло"; в основу теории положено действие центробежной и центростремительной силы, а также законы внутренней энергии. Из других трудов Чэнь Синя следует отметить "Чэньши цзячэн" (Семейная хроника Чэнь), "Саньсаньлю цюаньпу" (Варианты кулачного боя). Представитель семнадцатого поколения Чэнь Факэ, второе имя Чэнь Фушэн (1887 - 1957), внес огромный вклад в дело развития и пропаганды тайцзицюань. С 1929 по 1957 год он преподавал в Пекине искусство кулачного боя. Свою систему он построил на принципах взаимодействия ган и жоу, а также на сочетании приемов, предусматривающих захваты, толчки, отклонения, броски через плечо и корпус, подсечки, удары. Он в совершенстве владел техникой, хорошо разбирался в людях, умел мастерски распознать психологию противника. Его справедливость и высокие моральные качества (воинская этика) снискали ему почет и уважение. У Чэнь Факэ было много учеников и последователей, среди них Шэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь, Хун Цзюньшэн, Тянь Сючэнь, Лэй Муни, Фэн Чжитян, Ли Цзинъу, Сяо Цинлин. Его сыновья Чэнь Чжаосюй и Чэнь Чжаокуй и дочь Чэнь Юйся также великолепно владели искусством тайцзицюань. Чэнь Чжаокуй сам преподавал боевое искусство в Пекине, Шанхае, Чжэнчжоу, Цзяоцзо (он обучал в основном по системе "83 позиции синь цзя") Чэнь Чжаокуй воспитал целую плеяду последователей и внес значительный вклад в дело распространения тайцзицюань. Представителем восемнадцатого поколения был Чэнь Чжаопи, второе имя Чэнь Цзифу (1893 - 1972). В 1928 г. братья Лэ Юшэн и Лэ Дутун, хозяева национальной аптеки Тунжэньтан города Бэйпин (Бэйпин - название Пекина в те годы. -Прим. пер.), в знак преклонения перед искусством семейства Чэнь через влиятельного посредника обратились в соответствующие инстанции г. Синъян провинции Хэнань с просьбой оказать любезность и направить к ним учителя из Чэньцзягоу. Выбор старейшин пал на мастера Чэнь Чжаопи, который и отправился в столицу. В октябре 1928 г. в газете "Бэйпин ваньбао" ("Вечерний Бэйпин") было опубликовано обращение, написанное Ли Цинлинем (земляком Чэнь Чжаопи), в котором, в частности., говорилось: "Ушу в нашей стране должно служить целям защиты Родины, необходимо поднять это искусство на самый высокий уровень". Теория Чэнь Чжаопи отличается глубиной, испытана практикой на протяжении десятков лет, им созданы такие труды, как "Чэньши тайцзицюань хуэйцзун" (Наследие тайцзицюань школы Чэнь), "Тайцзицюань жумэнь" (Введение в тайцзицюань), "Чэньши тайцзицюань туцзе"(Иллюстрированное пособие по тайцзицюань школы- Чэнь), "Чэньши тайцзицюань лилунь шисань-пянь" (Тринадцать теоретических разделов по тайцзицюань школы Чэнь). Среди его учеников были Чэнь Сяован, Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань, Чжу Тяньцай. Чэнь Чжаопи был высокоморальным, бескорыстным человеком, пользовался заслуженным авторитетом как в Китае, так и за рубежом. Его вклад в дело распространения тайцзицюань трудно переоценить, с его именем связана целая эпоха в развитии тайцзицюань. В Чэньцзягоу практикуются следующие способы боевого искусства: первый и второй комплекс
|